Имена финно-угорского мира

Раздел «Имена» содержит справочную информацию о выдающихся личностях финно-угорского мира. В данном разделе вы найдете сведенья, как о реальных исторических личностях, так и о легендарных героях народов уральской языковой семьи.

«Имена» - это уникальный свод описаний, составленный силами пользователей нашего сайта, в ходе конкурса «Имя финно-угорского мира», который проходил на басе сайта инфоцентра FINUGOR.RU в 2011 году.

Раздел «Имена» входит в «Народную Энциклопедию». Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

C 16 мая по 7 декабря 2011 года инфоцентр проводил международный конкурс «Выдающиеся личности финно-угорских и самодийских народов» («Имя финно-угорского мира»). В ходе конкурса были выявлены 56 выдающихся личностей (по восьми номинациям), представляющие различные народы уральской языковой семьи. Международный конкурс проводился в России, Эстонии, Финляндии, Венгрии и других странах с целью популяризации информации о выдающихся представителях финно-угорских и самодийских народов и личностях, внесших большой вклад в изучение, сохранение и развитие языков и культур этих народов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

Профессор Ууно Таави Сирелиус (1872-1929) - известнейший специалист, по праву считается основателем так называемой старой школы финской этнографии.Был признанным главой финно-угроведения в Финляндии, изучал культуру финнов, саамов, хантов, манси, ненцев, коми-зырян, удмуртов.Сирелиус родился в семье пастора. Его предки как с отцовской, так и с материнской стороны, жили на территории Восточной Финляндии с 17 в. Несмотря на то, что дома говорили по-шведски, родители отправили сыновей учиться в финскую классическую гимназию в г. Виипури (Выборг). В 1891 г. Сирелиус переехал в Хельсинки (Гельсингфорс), чтобы продолжить учебу в Университете. В Хельсинки он остался до конца своей жизни. В Университете (1891-1895) специализировался на изучении финского языка и литературы. Магистерская работа была посвящена диалекту его малой родины.В 1870 г. при Университете был организован этнографический музей студенческих землячеств, который в 1894 г был объединен с Национальным Историческим музеем. В 1892 г. Сирелиус вместе с другими студентами принял участие в экспедиции по сбору материала в южной Карелии для музея. Это было его первое знакомство с этнографией. Тогда он еще не собирался связывать с ней всю свою жизнь, по примеру своего брата, Сирелиус собирался стать коммерсантом. Однако осенью 1897 г. он познакомился с прибывшим в Хельсинки с научными целями Яношом Янко, руководителем этнографического отдела Венгерского Национального музея. Беседы с Янко, которому Сирелиус показывал музей, полностью изменили планы молодого человека. Теперь он хотел заниматься изучением вопроса происхождения финно-угорских народов, и под влиянием Янко, решил обращать особое внимание на рыболовство. Вместе с Янко Сирелиус отправился в Россию, много и плодотворно работал в музеях и библиотеках, собирая сведения о восточных финно-уграх. Научные интересы Сирелиуса совпали с идеей Финно-угорского общества Финляндии об изучении восточных родственников. Сирелиус получил финансирование и в 1898 г совершил свою первую самостоятельную экспедицию к остякам (васюганским и ваховским хантам).В 1899-1900 г. совершил вторую поездку к остякам и вогулам (хантам и манси), проживающим по сев. притокам Оби. Сирелиус подробно записывал все свои наблюдения на финском и русском языках(34 тетради), делал антропологические фотопортреты (Сирелиус был очень хорошим фотографом), собирал предметы охоты, рыболовства, одежду, украшения, утварь. Из первых двух поездок в музей Хельсинки им было привезено ок. 1000 предметов. По возвращению из экспедиции Сирелиус женился и получил место в музее. Он сам каталогизировал привезенный материал и составлял типологические таблицы. Помимо рутинной музейной работы, Сирелиус серьезно занимался наукой. Чтобы глубже изучить рыболовство в 1900-1901 г. он совершил две большие поездки по Финляндии, работал в различных европейских музеях. В 1906 г. его диссертация была готова – это был сравнительный анализ рыболовства финно-угорских народов. После защиты Сирелиусу было предложено место доцента кафедры финно-угорской этнографии. В 1907 г. Хельсинский Университет и Финно-Угорское общество выделили Сирелиусу средства на проведение исследований у пермских народов – коми, коми-пермяков и вотяков (удмуртов). Из этой экспедиции было привезено ок. 500 предметов и ряд фотографий. В 1911 г. он совершил экспедицию в так называемую Североморскую Карелию. На этот раз исследователь практически ничего не привез в музей, так как этот район был очень хорошо исследован финским исследователями. Для Сирелиуса было важно посетить все места, где проживают финно-угорские народы. Больше дальних поездок Сирелиус не совершал. Он занялся созданием экспозиции в Национальном музее – для представления финской национальной культуры было выделено 14 комнат, в которых он расположил предметы по темам и провинциям. Занимая должность заведующего этнографического отдела Национального музея, Сирелиус мечтал превратить музей в научно-исследовательский центр. С целью изучения этнографии разных провинций Финляндии, он совершал поездки со своими студентами. Каждый частник экспедиции специализировался в какой-то одной области. В 1921 г. Сирелиус получил звание профессора кафедры финно-угорской этнографии Хельсинского университета. Умер ученый в 1929 г. от рака.В собрании РЭМ содержится 17 коллекций, собранных Сирелиусом – он был корреспондентом Этнографического отдела Русского музея. Для того чтобы представить в музее богатую финскую этнографию заведующий ЭО Н.М. Могилянский обратился к финским ученым – была выделена огромная сумма 2000 руб. Получив в 1910 г. субсидирование, Сирелиус организовал планомерную собирательскую работу в 7 историко-этнографических провинциях Финляндии. Им была собрана для музея первая и наиболее полная коллекция по этнографии финнов-суоми, насчитывающая 426 экспонатов. Ядро собрания составляют экспонаты из Выборгской и, в меньшей степени – из Васской / Вазаской и Тавастгусской губерний (провинции Viipuri, Häme). Только в первой из них для сбора памятников культуры было обследовано 15 приходов. Работа велась интенсивно и в течение 1911 г. в ЭО поступило более 700 экспонатов (это приблизительно половина всего финского фонда РЭМ). Сирелиус стремился к тому, чтобы это были «национально-своеобразные» вещи, бытовавшие в крестьянской среде нач. XX в.; в числе тщательно и профессионально отобранных предметов было немало и редких, датируемых XVIII в. Следует подчеркнуть, что их аналоги отсутствуют в других музеях России. Особый акцент делался на подробном освещении их места в народной культуре, обычаях и обрядах. Неоспоримую научную ценность имеют 6 полных комплексов девичьей, женской и мужской одежды, бытовавшие на территории Финляндской Карелии (Выборгская губ., приходы Антреа, Муола, Хейнийоки, Кивеннапа, Ряйселя, Пюхеярви, Йоутсено), При этом У.Т. Сирелиус избирал те места, где народный костюм бытовал как элемент живой крестьянской культуры: «Карельское Койвисто (Бьёркэ) и принадлежавшие к нему ранее острова Лавансаари и Сейскари – пишет он в сопроводительных документах – являются теми редкими местностями, где, по крайней мере, отчасти до сих пор у старых женщин сохранился обычай носить старинные народные костюмы». Эти костюмы ныне – после депортации финского населения в 1940-е гг. – единственные свидетельства утраченной локальной традиции. Наряду с этим, в архиве РЭМ имеются заметки У.Т. Сирелиуса о девичьих и женских прическах и головных уборах с рисунками, фотографии мужчин и женщин, присланные по просьбе Н.М. Могилянского для изготовления антропологических манекенов. Характер переписки свидетельствует о весьма уважительных отношениях, сложившихся между финским и петербургским этнографами. Даже в разгар войны общение носило регулярный и разнообразный характер.http://www.ethnology.ru/biobib/Result.php?fnc=41 
МИШАНИНА Валентина Ивановна (20.11.1950, с. Адашево ныне Кадошкинского р-на РМ), прозаик, драматург. Лауреат пр. Комсомола Мордовии (1986). Член СП России (1977). Мордовка (мокша). Род. в крестьянской семье. После окончания Лит. ин-та им. А. М. Горького (1973) — ред. Мордов. кн. изд-ва, с 1974 — лит. сотрудник, ред. отдела прозы, отв. секретарь ж. «Мокша». В 1969—71 в ж. «Мокша», газ. «Мокшень правда» опубл. рассказы М. «Седи мархта гитара» («Гитара с сердцем»), «Ворбетля» («Воришка»), «Колдун ава» («Колдунья»), «Командировка» и др. Позднее вышли сб. дет. рассказов «Кить ушетксоц» («Начало пути», 1972), кн. «Сиянь ракакудня» («Серебряная ракушка», 1974), «Качаму шобдава» («Дымное утро», 1976), «Ки лангса ломатть» («Люди в дороге», 1985) и др. М. — автор драм. произв. «Тройцянь карша» («Накануне Троицы»), «Озкс тумоть тарадонза» («Ветви священного дуба»), «Эх, ломатть, ломатть» («Эх, люди, люди»). Пьесы «Кда орта лангса суви пине» («Если на дворе воет собака»), «Куйгорож», «Тят шава, тят сала» («Не убий, не укради») поставлены на сцене Мордов. нац. театра. Мн. драмы М. переведены на рус., др. языки народов России и стран ближнего зарубежья.
Ева Аврора Шарлотта Шернваль ( Демидова-Карамзина ) - женщина, которая подарила Финляндии свободу , именно она убедила Александра II не превращать Финляндию в одну из губерний Империи, а предоставить ей права автономного княжества. Ее именем был назван корабль, выстрел которого послужил сигналом к Октябрьскому восстанию. В истории не бывает случайных совпадений. Крейсер «Аврора» получил свое названного в честь другой «Авроры» — корабля, принимавшего участие в Крымской войне 1855 года. Имя «Аврора» было дано судну во время шутливого пари, проигранного командиром корабля своему другу, мужу Авроры Демидовой-Карамзиной, полковнику Андрею Карамзину. Получив новое имя, корабль вскоре был подорван англичанами, но название его сохранилось, и было дано затем легендарному крейсеру. Поистине Аврора была роковой женщиной. Трое мужчин, любивших ее, погибли вскоре после знакомства с ней; в возрасте 46 лет скоропостижно скончался и ее единственный сын; один из кораблей, названный ее именем, вскоре был потоплен, другой же на века остался символом гибели Российской Империи. Родилась она в 1809 в г. Пори и была внучкой последнего шведского губернатора Финляндии Эрнста Густава фон Виллебранда. Шестнадцатилетняя Аврора, в своей еще только раскрывающейся красоте была подобна утренней заре — чистой, невинной и робкой, в нее нельзя было не влюбиться. Среди ее поклонников были и находившийся тогда в Финляндии поэт Баратынский, и двоюродный брат ее Карл Маннергейм — дед знаменитого маршала, но сердце свое отдала она красавцу-поручику Муханову , который , в самый день свадьбы , скоропостижно скончался на руках своей невесты от тяжелейшего воспаления легких . В феврале 1836 г. Аврора стала фрейлиной Императрицы Александры Феодоровны . Авроре было 28 лет. Всегда в черном, невероятно красивая и равнодушная ко всему, Аврора привлекала внимание многих, но предложение отважился сделать только один — Павел Демидов, действительный статский советник, егермейстер Двора, совладелец с братом своим Анатолем множества Уральских заводов, один из богатейших людей России. Императрица, немало способствовала этому браку, с любовью и сочувствием относясь ко своей фрейлине. Свадьба состоялась в Гельсингфорсе 21 ноября 1836 г. На шее невесты сверкал огромный бриллиант Санси — свадебный подарок Павла Демидова. Через три года в Веймаре у них родился сын, а менее чем через год после этого, весной 1840 года, Павел Демидов скоропостижно скончался. Аврора жила то в Санкт-Петербурге, то в Эспоо. В 1840-е года Финляндия вошла в моду, и многие аристократы приезжали летом в Хельсинки как на курорт. Большой честью считалось быть приглашенным в поместье Трескенде к Авроре Демидовой. В 1841 г. у нее гостил наследник Престола будущий император Александр II со своей молодой женой. Царственные супруги остались довольны гостеприимством хозяйки, между ними зародилась дружба на долгие годы. Судьбе было угодно, однако, чтобы она вновь вышла замуж. На этот раз по любви. Ее избранником стал Андрей Карамзин, сын знаменитого историка, молодой, блестящий полковник. Как считают некоторые литературоведы, он послужил прообразом Печорина во время написания Лермонтовым «Героя нашего времени». Вместе они побывали в Париже во дни революционного восстания 1848 г. А потом предприняли долгое путешествие на Урал, что бы самим проконтролировать, как ведется управление заводами. Впоследствии, через много лет, писатель Мамин-Сибиряк писал о том, с каким теплом вспоминали нижнетагильские рабочие об этом визите. Для Авроры Карамзиной поездка стала началом ее благотворительной деятельности. В письме сестре она писала «Это мое пребывание на Урале дало жизни содержание и смысл, так как появилась возможность делать добро и утешать несчастных. Я почувствовала пользу от своего существования. Радостно, что я основала там три больницы и дом для престарелых». Уезжая из Нижнего Тагила она передала значительные суммы денег руководству города для содержания основанных ее больниц и обязалась оплачивать работу медицинского персонала, который состоял из очень квалифицированных и опытных врачей, частью местных, частью же приглашенных ею из Петербурга. Жизнь текла размеренно и счастливо. Летние месяцы проводили в Финляндии, зимние и весенние в Санкт-Петербурге. На вечера к Карамзиным собиралась много гостей, Аврора обычно пела или играла на фортепьяно, Андрей читал стихи. Приходили художники, писатели, поэты. Счастье, однако, было недолгим. В 1854 г.началась Крымская война. Исполненный патриотических чувств Андрей Карамзин попросился в действующую армию и был убит почти в первой же стычке с турками. Аврора перевезла тело мужа в Санкт-Петербург и похоронила его на кладбище Новодевичьего монастыря. Над могилой Андрея Карамзина по заказу Авроры и на ее средства была возведена церковь «Всех скорбящих радости» в столь любимом Андреем византийском стиле. В народе церковь называли Карамзинской. После революции церковь была разграблена, утварь похищена, а само здание вместе со склепом и прахом захороненных там людей взорвано. В самый разгар войны от воспаления легких умер Император Николай I, на престол вступил Александр II. По окончании войны он приблизил запомнившуюся ему по поездке в Финляндию фрейлину. Аврора Карловна всю себя посвятила в это время воспитанию сына и усыновленной ею осиротевшей племянницы. Император поручил ей участвовать и в воспитании своих дочерей. Во время частых встреч с императорской четой Аврора Карловна доводила до царственных самодержцев многочисленные устные просьбы финской общественности и жителей Гельсингфорса. Итогом этого стала организация особой Комиссии для подготовки к созыву Финляндского сейма, дарования Финляндии конституционных прав и для разработки законов, обеспечивающих ее финансовую независимость. Для Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, которой было тогда 54 года, это событие стало кульминацией ее светской общественно-политической жизни. С этого времени она посвятила себя исключительно благотворительности.Ее захватила идея создания в Финляндии и России домов милосердия, приютов для старых и больных людей, где бы для них было организовано медицинское обслуживание и хороший уход. Почти все деньги, которые она получала, как свою долю от демидовских горных заводов, она раздавала бедным. Происходило это так: «Каждый день в определенное время вестибюль виллы в Хагасунде наполнялся народом, и одетый в ливрею слуга торжественно вносил поднос, который заполнялся письмами и просьбами. Аврора Карловна, которой помогали две помощницы, разбирала письма и определяла суммы, которые она может пожертвовать каждому просителю». Умерла она 13 мая 1902 г. Похоронена на Старом кладбище Хельсинки. Гроб несли потомки старых ее друзей, в том числе будущий маршал Финляндии граф Карл Густав Эмиль Маннергейм. ( по материалу Николая Рисака http://uusikotimaa.org/7/041.htm)

 

__________________________________________

 

Андрус Ансип (эст. Andrus Ansip; 1 октября 1956, Тарту) — премьер-министр Эстонии и председатель эстонской Партии Реформ (эст. Reformierakond). Родился в Тарту. Окончил Тартуский университет с дипломом химика в 1979 году. В 1978 году вступил в Коммунистическую партию. В 1985 году работал инструктором отдела промышленности и транспорта Тартуского районного комитета Коммунистической партии Эстонской ССР. В 1986—1989 годы — инструктор промышленного отдела и заведующий орготделом Тартуского райкома КПЭ, в том числе и во время разгона студенческой демонстрации 1988 года в Тарту, приуроченной к годовщине подписания Тартуского мира (1920 год) между Эстонской республикой и Советской Россией (уже в бытность премьер-министром Ансип рассказал журналистам, что он не мог быть причастным к разгону данной демонстрации, так как в те часы пил чай у тёщи). До начала политической деятельности работал в банковских и инвестиционных предприятиях. Был членом совета директоров Народного банка Тарту (эст. Rahvapank), председателем Ливонской приватизационной коллегии, исполнительным директором акционерного общества Fondiinvesteeringu Maakler AS. Состоял также председателем совета Радио Тарту. Образование 1974 год — закончил 5-ю среднюю школу города Тарту 1979 год — закончил отделение органической химии Тартуского университета 1987—1989 годы — Эстонская сельскохозяйственная академия, агрономия 1992 год — Университет York, Торонто, управление бизнесом Мэр Тарту В 1998 году Ансип был избран мэром Тарту от Партии реформ и оставался на этом посту до 2004 года, при широкой популярности и неизменно высоком рейтинге по результатам опросов. 21 ноября 2004 года Ансип стал председателем Партии реформ, так как основатель и неизменный председатель партии, бывший премьер-министр Сийм Каллас стал вице-президентом комиссии Европейского союза и, оставив свою прежнюю должность, переехал в Брюссель. Ансип переехал в Таллин и 13 сентября 2004 года стал министром экономики в правительстве Юхана Партса, сменив на этом посту Меэлиса Атонена. Премьер-министр 31 марта 2005 президент Эстонии Арнольд Рюйтель поручил Ансипу сформировать новое правительство, что явилось следствием отставки правительства Юхана Партса. Ансип сформировал коалицию своей партии с Центристской партией и Народным союзом, следствием чего стало представление 12 апреля 2005 года нового правительства в Рийгикогу и на следующий день правительство приступило к работе. После победы своей партии на выборах в Рийгикогу 4 марта 2007 года, Ансип, набравший 22 540 голосов, образовал коалицию с партией социал-демократов и объединением Союз Отечества-Рес Публика (эст. Isamaa ja Res Publica Liit (IRL)). 8 июля 2006 года на выступлении перед ветеранами 20-й эстонской дивизии СС Ансип положительно оценил деятельность эстонских эсэсовцев: «Я не могу согласиться с теми, кто считает вашу борьбу бессмысленной. Как можно считать бессмысленным то, что люди исполняли свой долг перед своим народом и государством?» Борьба против памятника советскому Воину-освободителю («Бронзовый солдат») Ансип выступил инициатором законопроекта «О сносе запрещённых сооружений», который, однако был отклонен президентом Эстонии Ильвесом и не вступил в силу. Но парламент принял «Закон о защите воинских захоронений», который давал основание для перезахоронения останков солдат, похороненных в неподходящем месте (например, в парке), а также в местах, где воинские захоронения невозможно обеспечить надлежащим уходом. По мнению многих политических комментаторов, премьер-министр Эстонии Андрус Ансип в ходе предвыборной кампании пообещал перенести памятник Воину-освободителю, чтобы завоевать голоса избирателей, прежде традиционно голосовавших за маргинальные националистические партии, не представленные в парламенте, и тем самым набрать недостающие для получения полномочий сформировать правительство проценты. Перед началом эксгумации останков премьер Ансип несколько раз публично гарантировал порядок и безопасность гражданам страны. 26 апреля 2007 года Бронзовый солдат (памятник павшим во Второй мировой войне) был демонтирован и позднее перенесён на Военное кладбище Таллина. По официальным данным, в ходе вспыхнувших в результате этого волнений в городах страны было ранено 156 человек, один погиб. Поддержка народа Получивший на выборах рекордный результат Андрус Ансип за полгода правления добился у народа самой большой по сравнению со всеми предшественниками поддержки. Фирма Emor по заказу газеты Postimees измерила уровень поддержки правительства и парламента по 10-балльной шкале, на которой 10 баллов означают полную поддержку и 1 балл — полное отсутствие таковой. Средний балл правительства Марта Лаара (1999—2002) 4,67, правительства Сийма Калласа (2002—2003) и Юхана Партса (2003—2005) имели по 5,17 балла. Средний балл правительства Андруса Ансипа — 5,87. 6 марта 2011 года прошли очередные парламентские выборы. Право-центристская коалиция, состоящая из партии Андруса Ансипа и Союза Отечества-Рес Публика получила большинство голосов избирателей, что позволит коалиции занять 56 из 101 места в национальном парламенте. Интересные факты Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип был награждён орденом канадских эстонцев за участие в переносе памятника Воину-освободителю. Как заявил на церемонии вручения почётный консул Эстонии в Канаде Лаас Лейват, при переносе монумента правительство действовало «умело и уверенно». 7 февраля 2008 года на пресс-конференции правительства Андрус Ансип заявил о наступающем экономическом кризисе: «Если это кризис и крах, то только в таком кризисе и крахе я бы хотел жить». Суммарное падение ВВП Эстонии за 2008—2009 год составило 17,2 %. Награды Великий офицер ордена Трёх звёзд (Латвия, 30 марта 2009 года) Личная жизнь Супруга Андруса Ансипа Ану Ансип по профессии врач-гинеколог. В семье три дочери — Реэт, Лийса и Тийна. Ансип постоянно занимается велоспортом, а также увлекается лыжным спортом. В 1996 году во время велосипедной прогулки Ансип попал под машину. Он перенес 11-часовую операцию и 3 месяца был прикован к постели. Восстановление заняло у него 14 месяцев. Спустя годы Ансип признался, что после аварии «было бы лучше покинуть этот мир». http://ru.wikipedia.org/wiki/Ансип,_Андрус
Заслуженная артистка Российской Федерации Елена Ивановна Кондулайнен родилась  09.04.1958 под Ленинградом, в поселке Токсово. В этом поселке с давних пор жили выходцы из Швеции, Финляндии, Германии, Англии. Во время войны многие из соображений безопасности поменяли свои фамилии. Отец Елены, по национальности ингерманландский финн, этого делать не стал. Кондулайнены жили на хуторе посреди леса. У них было собственное хозяйство - коровы, свиньи, овцы, кролики, куры. Хозяйством занималась и Елена. Она пасла овец, помогала матери сажать картошку и морковь. Ближайшее жилье было за три километра, и Елене приходилось мало общаться со сверстниками. Общение происходило лишь в школе, куда она ходила несколько километров через лес. Там же она впервые столкнулась с расовой неприязнью. Как и многих финнов ее называли «чухной поганой». С ранних лет проявился артистический талант Елены. Она без конца кого-то пародировала, танцевала на столе, прекрасно пела. Родители, видя это, отдали девочку в музыкальную школу. Окончив школу, Елена собиралась поступать в консерваторию, но случилось так, что она поступила в Институт культуры (ЛГИТМиК) на дирижерско-хоровое отделение. Тогда же она впервые попала в кино - в массовку, а затем и не небольшие роли (мелодрама «Путешествие в другой город»). На нее обратили внимание и переманили на актерское отделение, в мастерскую А. Кацмана. Так Елена стала актрисой. Тогда же в студенческом спектакле «Ах, эти звезды» Елена Кондулайнен сыграла свою первую эротическую роль - очаровательную Марлен Дитрих. Спектакль имел бешеный успех. Рекламные афиши, на которых она была изображена в платье с глубоким декольте, висели в городе недолго. Их быстро сорвали поклонники... В 1990 году Елена Кондулайнен впервые снялась в кино полностью обнаженной. Это была социально-психологическая драма Хусейна Эркенова, по мотивам одноименной повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа», раскрывающая социальные проблемы в советской армии. Картина вызвала грандиозный скандал. Властные структуры, возмутившись многими сценами из фильма, долгое время не пускали его на экраны. Елена Кондулайнен признается, что и сама была шокирована съемками. Именно после этой картины Елену Кондулайнен впервые назвали <секс-символом>. Для страны, где тема секса многие десятилетия была табу, это было подобно революции. Конечно, секс-символы существовали и раньше, но чтобы вот так - со страниц газет... В 1993 году Кондулайнен эпатировала общественность тем, что создала «Партию любви». Вступить в нее не посчитали зазорным такие публичные персоны, как Александр Панктаров-Черный, Михаил Звездинский, Борис Хмельницкий, Мария Арбатова, Алексей Глызин и другие. А что за фракции были в этой партии: «Любви к блондинкам», «Любви к брюнеткам», «Бывших бабников», «Свободной любви».
Докто филологических наук, заведующая сектором языкознания института языка литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск). Родилась в вепсской семье в древнем вепсском поселении Войлахта Бабаевского района Вологодской области. Окончила с отличием филологический факультет Вологодского педагогического института в 1969 году,  аспирантуру Петрозаводского университета в 1973 году. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Именное словоизменение в вепсском языке (История и функционирование форм слова)". В ИЯЛИ КарНЦ РАН - с 1969 года. С 1997 года - заведующая сектором. В 2002 году защитила докторскую диссертацию на тему "Вепсский глагол. Сравнительно-сопоставительное исследование". Н.Г. Зайцева одна из инициаторов сохранения вепсского этноса, развития самобытной вепсской культуры и вепсского языка. При ее активном участии было возобновлено преподавание вепсского языка в регионах проживания вепсов, она принимала участие в подготовке школьных учебников. Совместно с М.И. Муллонен разработаны основы вепсской письменности (утверждены в 1989 году). Иностранный член Общества финляндской литературы, Общества Калевалы, Финно-угорского общества. Сама поэтесса, она перевела на вепсский язык большое количевство рассказов и стихов русских писателей. Н.Г. Зайцевой пренадлежит перевод на вепсский язык эпоса "Калевала", Детской Библии, Евангелий, и Писем Нового Завета, она автор нескольких изданий словарей вепсского языка. 

 

__________________________________________

 
  • Удивительные картины и графика Виталия Онькова. Так может видеть.. челоловек верящий не в зло , любящий родную природу , творящий сказку сердцем , своим желаемым видением. Красивые , добрые , умные , мудрые работы , некоторые с болью , с болью в сердце. Виталий Оньков ушел 13.10.2008. оставив после себя добро и добрую память.
  • На последнем фото картина "Пера" художника Виталия Онькова, встречался с ним не раз в своем детстве, он жил в соседнем доме. А вообще, вся эта история с Кудым-Ошем выдумана специально, чтоб народ не чувствовал себя обделенным после того как Стефан-Пермский увел Коми-Пермяков в веру Христову огнем и мечом. У каждого народа должна быть своя история для сказок детям.
  • Здравствуйте, Владимир! С Рождеством Вас! Если Вас ещё интересует книга "Слепые и зрячие", то могу Вам её предложить.

       С Уважением. Алексей.